Дневник юридических баталий

  • Рубрики

  • Свежие комментарии

  • ГИБДД взятки

    Воскресенье, Апр 22, 2012 @ 01:43 AM ГИБДД

    ГИБДД взяткиУвы, взятки берут в ГИБДД очень активно. Поэтому первое, о чем хочется сказать, это моральная сторона вопроса: «А что лучше сделать: заплатить штраф или дать взятку?».

    По-разному можно отвечать на этот вопрос. Во-первых, очевидно, что дешевле заплатить взятку, чем лишиться прав — для кого-то водительское удостоверение это источник работы, зарплата. Во-вторых, так же очевидно, что инспекторы ГИБДД нередко занимаются «разводом» — то есть специально поджидают и караулят автолюбителей в тех местах, где легко нарушить правила (по незнанию, по забывчивости, где нет реальной необходимости соблюдать, к примеру, скоростной режим). Да, у нас есть во многих местах такие знаки и разметка, которые друг другу противоречат. В Татарстане, например, была специальная программа (Единой России, кстати), когда любой автолюбитель мог сообщить о таких вот знаках (которые друг другу противоречат, которые устарели) и потом начинали выяснять, есть тут косяк или нет. Ну, и в третьих, есть еще такой момент — если инспектор ГИБДД «очень хочет» получить взятку, то он начинает специально тянуть время, устраивать дополнительные проверки (досмотр багажника, огнетушитель/аптечка/знак остановки). Мол, если ты уж не хочешь платить взятки, то я тебя замотаю так, что сам пожалеешь. Конечно, тут даже стойкие автолюбители могут плюнуть и решить: «Ладно, дам денег, Бог с ними!».

    Как быть в итоге вам — это большой вопрос. Система, как вы видите, устроена таким образом, что водителей понуждают давать взятки. Мне просто хочется привести два примера: если в Западных странах водитель нарушил правила — он даже подумать не может о том, чтобы предложить «Давайте договоримся». В России же, если тебя остановил инспектор, он сам «как бы намекает»: «Ну, что, может быть договоримся или писать протокол?» Ну, вы сами все понимаете, да?..

    Что же делать тем, кто реально не хочет платить взятки? Знать свои права.

    Все правила дорожного движения у нас изложены в ПДД и есть у нас Кодекс об Административных Правонарушениях (КОАП). Вот их нужно знать, изучать, читать книжки в Интернете — материалов на самом деле достаточно. Моментов там на самом деле немало — вот несколько пунктов, на которые нужно обратить внимание:

    1) Имеет ли вообще право инспектор вас остановить? Как правило, никаких оснований для остановки в большинстве случаев нет. Мало кто знает, что если нет явных признаков для остановки — то и нечего тормозить. Но когда менты при этом начинают ссылаться на всякие «ВихрьАнтитеррор» и другие антитеррористические/антинаркотические операции, которые им такое право дают.

    2) Очень важно запомнить ФИО инспектора, его должность. Если потом начинается «развод», то проще подать заявку в службу собственной безопасности. Но обычно инспектора очень невнятно произносят ФИО и должность, так что запомнить и разобрать их невозможно. Если вы не расслышали — не стесняйтесь переспросить снова!

    3) Обычно инспектора проверяют документы — это нормально: права, ПТС/св-во о регистрации, страховка. Раньше был еще ТО, теперь его отменили (для частного легкового транспорта — такси, грузовые и прочие коммерческие автомобили должны иметь ТО). Если инспектор не в настроении или хочет начать «развод», то проверяют аптечку, огнетушитель, знак аварийной остановки. Потом начинают: «Откройте багажник» — вот это уже незаконно. Это уже не проверка документов, это досмотр и надо двух понятых. Но обычно на это все забивают. Если вы хотите качнуть права — отказывайтесь (это может разозлить инспектора). Я обычно открываю, хотя это уже незаконно.

    4) Если есть нарушение, то инспектор должен назвать статью в КОАП, которую вы нарушили. К сожалению, мы с вами не знаем всех статей: ну, что это такое «12.1 КоАП РФ» — никому не понятно! А это «управление транспортным средством, не прошедшим должным образом регистрацию» (то есть нет талона ТО). Очень часто инспектора начинают «шить» не ту статью — например, водитель нарушил одно (превышение скорости на 10-20 км/час), а им начинают рассказывать о «двойной сплошной», намекают на лишение прав. Именно с этого пункта начинается чаще всего «развод». Так же многие инспектора начинают докапываться к аптечке, огнетушителю и снова «намекают», мол, штраф большой и давай-ка лучше «договоримся».

    5) Очень плохо, если забирают права — тут уже почти нечего делать, без прав не уедешь! Формально, инспектор может взять права «для проверки», но иногда это используют для давления на водителя. Не отдают и все! Это обидно, так как делать особо тут нечего…

    6) Если инспектор считает, что вы виноваты — он будет выписывать протокол. Если вы не согласны с нарушением — пишите на протоколе «Не согласен». Это будет основанием для обращения в суд. Обычно ряд нарушений не требуют опротестования в суде, а часть требует — если не лень, можно сходить.

    7) Всегда имейте все документы в порядке! Если начинается «развод» на бабки, то тут мент может начать докапываться до всякой закорючки в документах. У меня однажды остановили из-за банальной проверки документов, потом началось — нет аптечки, потом «не пропустил пешехода» (тут я начал качать права, ибо не было пешехода). Но когда нашли отсутствие даты в доверенности на авто — тут уже начали вкручивать «Да ты вообще не имеешь права управлять автомобилем! Сейчас на штрафстоянку машину отгоним». Это типичный развод!

    В общем, знайте свои права!

     

     

    Leave a Reply