Дневник юридических баталий

  • Рубрики

  • Свежие комментарии

  • обнаглевший чиновникКак я уже писал, работать с нашими местными властями — это как тянуть кота за хвост: можно, но очень непросто. Очень часто люди не умеют работать с местной администрацией, об этом мы говорили в одной из статей. Но еще чаще бывают ситуации, когда чиновники просто футболят обратившихся граждан. И если в предыдущей статье мы говорили о том, как можно «надавить» на власть на местах, в этом материале вы узнаете о самых распространенных отписках.

    По закону, заявление гражданина должно быть зарегистрировано в 3-х дневный срок, а затем на него должен быть дан ответ в течение 30 дней. В исключительных случаях, срок может быть увеличен еще на 30 дней, если требуется провести дополнительные действия. После того, как этот срок истек, обратившийся гражданин должен получить письменный ответ (на указанный в письме почтовый адрес). Срок блуждания писем по Почте не считается, поэтому реально надо добавить еще 2-5 дней на каждую отправку письма.

    Но самое интересное, что даже по истечении указанного срока (5+3+30+5=43 дня) гражданин часто получает в письме совсем не тот ответ, который ему нужен. Если ответ дан не по существу, если безосновательно отказано в рассмотрении жалобы/вопроса, если нарушены сроки регистрации/ответа — в каждом из этих случаев чиновник может понести материальное наказание в размере до 10 000 рублей. Данный момент регулируется ФЗ «О порядке рассмотрений обращений граждан РФ», поэтому с отписками надо бороться.

    Какие «отписки» наиболее распространены у наших местных властей?

    1) Не наша компетенция — орган, в который вы обратились утверждает, что указанный вопрос не в его компетенции. Опыт показывает, что в примерно 60% это действительно так: люди обращаются со своими вопросами не туда, куда надо: у бабы Люси дверь в подъезд не закрывается, но она жалуется не в свою Управляющую компанию или Управление по ЖКХ, а в Прокуратуру. Это неправильно, сперва нужно обратиться «по адресу».

    Впрочем, в оставшихся 40% случаев мы имеем дело с волокитством -остается только обжаловать ответ и бездействие чиновников в Прокуратуре. Эффекта может и не быть, но вас там запомнят и в другой раз повнимательнее отнесутся к вашим письмам.

    2) В ответ на обращение чиновник пишет перечень требований, которые нужно выполнить, чтобы урегулировать вопрос — опыт показывает, что и тут часто бывает «перебор». Чиновники ко всему подходят очень формально: если написано, что ветерану ВОВ надо иметь не больше стольки-то квадратных метров на человека, то даже превышение в 0,1 кв. м будет нарушением и в льготной квартире откажут. Это не есть отписка, это есть формализм. С этим, увы, ничего не поделать — чиновник следует букве закона. Максимум, что можно сделать: изучить все документы, на которые он ссылается (часто оказывается, что какие-то требования можно обойти, какие-то выдвинуты вам неправомерно и от них можно отказаться) — в этом случае, вы, во-первых, лучше будете знать суть вопроса. А во-вторых, как уже указывалось, бывает что не все требования обязательно выполнять именно вам — по каждому есть исключения. А какие-то можно обойти — по той же ситуации с квартирой, там можно прописать кого-нибудь из родных и нужные нормативы придут в норму. Я бы советовал в таких случаях «формализма» пробовать обращаться к депутату — там уже немного другой разговор, может и «закроют глаза» на что-нибудь. У меня такое бывало по опыту.

    3) «Мы сами не знаем что делать» — это тоже частая отписка. Конечно, вслух прямо так там не говорят, все это завуалированно: «Данных по такой-то графе нет», «Эта информация не предоставляется», «Такими сведениями не располагаем» — если власти сами не знают, что нужно делать, приходится их долбить и долбить. Через суды, через прокуратуру — обжаловать их ответы, чтобы им приходили Преписания и чиновники суетились, узнавали, спрашивали, выясняли. Это отлично работает: в этом году не знают, как быть с детскими катками во дворах, в следующем уже нашли Постановление ГорДумы Ижевска, которое эту деятельность регламентирует и частники могут заливать хоккейные коробки.

    4) «Ваш запрос перенаправлен…» — это тоже очень частая отписка. В 70-80% она справедливая, особенно, если какой-то локальный, местный вопрос посылается на рассмотрение Губернатору области или Президенту. В их канцеляриях рассматривают вопрос, определяют, кто им должен заниматься и перенаправляют туда. А вас об этом уведомляют письмом. Если вы попали именно в такую ситуацию, то тут остается только ждать — перенаправление законное (от верхнего эшелона к низшему). А вот если у вас есть сомнения в законности перенаправления (как у меня с отделами полиции двух районов, которые кивают друг на друга), тогда сперва в Прокуратуру, а потом в суд.

    5) «Вы спросили про Фому, а мы ответили про Ерему» — это так же распространенный вид отписки. Мы пишем заявление с просьбой организовать детскую площадку, а нам пишут, что мусор в нашем районе убирают регулярно. Это, конечно, преувеличение. Однако если вы внимательно прочитали текст ответа и так и не увидела ответа на свой вопрос — время использовать ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан». Если предыдущие отписки сложно «притянуть» в суд, то этот случай особенный: это ответ не по существу и он карается штрафом — обязательно подавайте в суд!

    6) «Это не возможно», «Решить ваш вопрос не представляется возможным» — тоже очень частая отписка. Ее сложновато притянуть к ФЗ «О порядке рассмотрения», но возможно: если отказ безосновательный. То есть у вас действительно во дворе вместо детской площадки парковка, детям негде гулять, машины стоят на траве — это как раз местные власти и должны решать вопрос и нечего утверждать, что «собственники стоянки не установлены, решить вопрос о ее ликвидации не предоставляется возможным» — так дайте отмашку полиции, пусть ищут собственника, это же в компетенции местных властей! Но часто делать никому этого не охота, поэтому если горожане пассивны, то им «скармливают» такой ответ.

    7) «Вы должны сделать это за свой счет» — вот это веяния последних 2-3 лет. Особенно это касается сферы ЖКХ: детские площадки, спиливание деревьев, уборка мусора около мульд и так далее. Часто местные власти заявляют, что всем этим теперь должны заниматься сами собственники МКД и их Управляющие компании. Но это не совсем так: в каждой Администрации района есть свой Отдел ЖКХ, который очень сильно может повлиять на Управляющую Компанию или наказать виновников несанкционированной свалки. И этим должен заниматься именно отдел. Аналогично с другими вопросами: если живут гастарбайтеры-нелегалы, то пожалуйста, участковый и миграционная служба. Если буянят соседи после 23-00 — участковый района. Почти на каждую жизненную ситуацию есть отделы, службы, которые могут хотя бы частично помочь в ее решении (чаще всего методом убеждения) и совершенно бесплатно.

    Вот и все, если у вас есть свои отписки — присылайте, я их размещу в этой статье или в продолжении. Всего хорошего и знайте свои права!

     

     

    Leave a Reply