Каждый из нас в обычно жизни является чьим-то коллегой, другом, отцом, матерью, сыном и так далее. Ролевой набор довольно богатый. Но две роли из этого набора будут нас интересовать сегодня больше всего, это роли «Потребителя» и «Продавца». Каждый раз покупая что-то в магазине, получая какие-то услуги, мы являемся Потребителями. Так как далеко не всегда услуги бывают оказаны должным образом, а товары удовлетворяют нашим требованиям, то часто мы становимся «Недовольными потребителями». В каких-то случаях это недовольство можно засунуть себе в ж…, а в каких-то — требовать возврата денег за бракованный, некачественный товар или неполноценную услугу.
Все эти моменты регулируются Законом о защите прав потребителей, который является основой для правового регулирования отношений Потребителя и Продавца. На самом деле, трений между ними бывает очень много, далее мы будем разбирать реальные примеры таких взаимных обид и упреков, но сейчас мне хочется дать еще немного вводной информации, чтобы читатель лучше понимал Принципы защиты прав потребителей.
На английском языке слово «потребитель» читается как «consumer», и есть даже организованное общественное движение — консьюмеризм. Оно возникло в США для того, чтобы защитить рядового гражданина от лживой рекламы, от обманных гарантий, товаров низкого качества и плохого обслуживания. Дело в том, что рынок в США регулируется не так, как в России — там гораздо больше свободы, но от этого и выше риски нарваться на недобросовестных производителей. Движение консьюмеризма возникло в 50-60 годы прошлого века на заре массового производства. Так как любой станок имеет свой предел погрешности, то нередко потребитель приобретал не совсем качественный товар — больше зазор, длиннее-короче изделие и так далее.
Чтобы привести всех производителей к «единому знаменателю» американский президент Джон Кеннеди в 1962 году сформулировал 4 основных права Потребителя:
Право на безопасность товаров (отсюда система национальных стандартов безопасности)
Право на информацию (отсюда информирование о составе продукта и правилах его использования)
Право на выбор (ассортимент изделий с разными потребительскими свойствами в СССР долго отсутствовал)
Право быть услышанным (речь о заявлениях, жалобах, претензиях и так далее).
То, чем у нас сейчас занимаются Отделы и Комитеты по правам потребителей — это, в принципе, следование тем же четырем принципам, которые были изложены еще в 1962 году.
Основным документом, регулирующим деятельность Продавца и поведение Покупателя, является Федеральный закон «О защите прав потребителей», в последней редакции от 23.11.2009 года. Данный закон довольно четко описывает все возможные ситуации, так что не будет лишним ознакомиться с ним. Для того, чтобы не читать основные положения и сэкономить время, я рекомендую в первую очередь прочесть ст.18 и ст.19 — Права Потребителя при обнаружении недостатка в товаре и Сроки предъявления претензий, хотя в законе много других интересных моментов.
В целом, обычно поведение Потребителя должно быть таким:
Именно тому, как вести себя в разных ситуациях, будут посвящены следующие статьи. К сожалению, в вопросе о Защите прав потребителей очень много нюансов, так что каждый отдельный случай превращается в отдельный кейс. Дело усугубляется характером нашей правовой системы — у нас нет «прецедентного права», как в США или Англии. То есть по одному и тому же делу разные суды могут выносить совершенно разные, противоречащие друг другу решения! Дикость! Но это наша с вами страна. Читайте примеры дальше.